Возрастные категории населения. Возрастные категории людей по годам. Возрастные периоды жизни человека Разделение по возрастам

Человек с рождения и до смерти проходит разные возрастные периоды.

Существует несколько популярных научных подходов , рассматривающих данный вопрос с социальной, и педагогической точки зрения.

Понятие

Возрастная периодизация — это классификация уровня развития человека в зависимости от его возраста, начиная от момента рождения и заканчивая смертью.

Данный показатель имеет не только социальное, психологическое, но и правовое значение.

Так, в определенном возрасте наступает уголовная ответственность, появляется право на представление своих интересов, право голоса, право на получение пенсии и т.д.

Любой этап жизни человека имеет свои особенности, проблемы и приоритеты. Каждому отрезку жизни соответствует определенный уровень социализации, конкретное психическое состояние.

Периодизация психического развития

Психическое развитие — это состояние человека, по которому можно судить об уровне зрелости его личности с психологической точки зрения. Психологический возраст складывается из следующих составляющих:


В реальности отдельные составляющие психологического возраста человека могут совершенно не совпасть между собой и с реальным биологическим возрастом.

Классификация по годам

Общая классификация по годам в таблице:

Возрастной период

Особенности развития и коммуникации

новорожденные

Появление на свет является серьезным , поскольку резко прекращается его внутриутробное существование и он попадает в новую, незнакомую среду. В раннем младенческом возрасте ребенок неразрывно связан с матерью, через контакт с ней познает окружающий мир. Развитие происходит неосознанно, рефлекторно, в соответствии с заложенной природой генетической программой.

Значительное развитие психики, появление первых социальных навыков — улыбка, смех, контакт со взрослыми, распознавание близких людей. Мать все еще имеет преимущественное значение для ребенка, но он уже начинает осознавать возможность своего существования отдельно от нее.

Происходит психологическое отделение ребенка от матери, осознание собственного «Я». В 3 года у большинства детей наступает кризис развития — стремление продемонстрировать свою самостоятельность и независимость, негативизм, отрицание. Дети часто не желают выполнять просьбы взрослых и стремятся действовать в соответствии со своими желаниями. Отказ в удовлетворении просьбы вызывает .

Дети начинают разговаривать, учатся играть с другими детьми. Словарный запас в этом возрасте еще ограничен.

Дети постигают правила и нормы, существующие в обществе. Осознают, какое поведение является допустимым. Начинают активно взаимодействовать со сверстниками. Родители в этом возрасте постепенно отходят на второй план. Словарный запас и знания об окружающем мире постоянно расширяются.

Дети до 7 лет постоянно задают множество вопросов, на которые хотят получить ответы.

Ребенок постепенно теряет детскую непосредственность. У него формируется , активно развивается внутренняя психическая жизнь, появляются собственные суждения.

В этот период особое значение приобретает школьная жизнь. У ребенка развивается логическое мышление, самодисциплина, умение контролировать эмоции.

Развивается нравственность, устанавливаются основные моральные принципы и вырабатывается отношение к существующим в обществе законам.

Наиболее сложный период в жизни каждого человека, когда происходящие в организме значительные гормональные изменения отражаются на поведении, самооценке, отношениях со сверстниками и семьей. Основная проблема в том, что в результате значительных изменений во внешности ребенка (развитии вторичных половых признаков) он начинает осознавать себя взрослым, но в силу его возраста для общества подросток все еще остается ребенком.

Необходимость подчинения родителям, учителям часто вызывает недовольство, протест.

На первое место выходят отношения со сверстниками, которые становятся главными авторитетами. Коммуникативные навыки (умение влиться в коллектив, завоевывать друзей, нравится противоположному полу) приобретают особое значение.

Молодые люди

В этом возрасте все подростковые бури остается позади. Молодые люди обретают определенную , осознают свои интересы и предпочтения. Окончательно формируется картина восприятия окружающего мира, устанавливается система моральных принципов.

В этот период происходит выбор дальнейшего направления развития в социальном плане — .

Как правило, в это же время наступает период первых серьезных отношений, первой взрослой .

Взрослые люди

Период зрелости и максимальной работоспособности. В это время люди находятся на пике своего интеллектуального, физического, психического развития.

Это период активной профессиональной деятельности, создания семьи, .

В это время у большинства людей уже есть стабильная профессия, семья, растут дети. При этом появляются первые признаки старения — морщины, седина, снижение сексуальной и физической активности.

Кризис среднего возраста настигает людей независимо от степени их социального и психического благополучия.

В это время происходит оценка пройденных этапов жизни, анализ своих успехов и неудач. Нередко принимается решение о необходимости изменений в жизни изменений, об исправлении ошибок, сделанных ранее.

Средний возраст — это время, когда у большинства людей дети находятся в подростковом периоде, а родители уже постарели или умерли. Сложности в общении с детьми и необходимость заботы о пожилых родителях требуют значительных затрат энергии.

46 — 60 лет

Как правило, преодолев непростой период среднего возраста, люди ближе к 60 годам вступают в пору стабильности и спокойной уверенности в себе. Большая часть жизни остается позади и в это время люди начинают по-настоящему ценить то, что у них есть.

61-75 лет (пожилые)

У большинства пожилых людей на первое место выходят проблемы со здоровьем, поскольку к этому времени обостряются все хронические заболевания и появляется общая слабость организма.

При этом социальная активность, стремление к коммуникации, включенность в жизнь семьи не ослабевают.

Многие пожилые люди продолжают осуществлять трудовую деятельность, что дает им дополнительный стимул к жизни.

76-90 лет (старые)

Большинство старых людей уже находятся на пенсии и сфера их интересов ограничивается собственным здоровьем, общением с семьей, заботой о внуках.

У стариков значительно изменяется характер — он становится менее эмоциональным, ригидным.

Нередко в этом возрасте проявляется некоторая инфантильность и эгоизм.

У многих появляется тревожность, бессонница, страх смерти.

старше 90 лет (долгожители)

Активно проявляется физическая несамостоятельность, пассивность, тревожность и неуверенность.

Большое значение приобретает наличие рядом близких людей, способных оказать максимальную помощь.

Страх смерти у большинства притупляется и на смену ему приходит объективное осознание скорого конца жизненного пути.

Принципы и подходы

Классификация строится на оценке следующих показателей:


Основой периодизации является определение реального возраста человека , которому свойственны указанные выше особенности.

При этом дополнительный анализ психического, биологического состояния позволяет более индивидуально подойти к оценке личности.

Эльконина

Д.Б. Эльконин склонялся к мнению, что возрастная градация имеет огромное научное значение. Построение грамотной классификации позволяет определить движущие силы развития человека на каждом этапе его жизни.

Полученные в результате знания способствуют формированию наиболее полноценной педагогической системы, разработке эффективных правил воспитания подрастающего поколения.

Особое значение ученый придавал ранним этапам жизни человека, когда закладывается основная система ценностей и формируется мировоззрение. Стандартные возрастные фазы Эльконин разделил на периоды:

Каждый период оценивается по четырем показателям:

  • социальное воздействие — влияние общества на формирование личности ребенка;
  • ведущая деятельность — тип активности, оказывающей приоритетное воздействие на психическое состояние;
  • кризис — негативный период в рамках каждой фазы, который нужно преодолеть, что перейти на следующий уровень.
  • новообразования — появившиеся на новом этапе знания, умения и навыки.

Эриксона

Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности, каждой из которых соответствует определенная задача .

По мнению ученого на каждой стадии при достижении задачи у человека проявляются приоритетные сильные и слабые стороны.


Выготского

Л.С. Выготский уделял особое внимание детству, поскольку считал, что понимание специфики каждого этапа развития ребенка дает родителям возможность скорректировать свое поведение и лучше понять ребенка.

Периоды, выделяемые Выготским :

Выготский и его периодизация развития психики:

Фрейда

З. Фрейд считал, что поведение человека является результатом работы его бессознательного. Главная движущая сила — сексуальная энергия.

Ученый выделял следующие стадии развития сексуальности:


Проблемы периодизации

Не всегда фактический возраст человека совпадает с уровнем его психического развития, со степенью социализации.

Большинство очерченных границ могут сдвигаться в любую сторону с учетом особенностей конкретной личности. Наиболее расплывчаты границы периодизации применительно к подростковому возрасту.

В любом случае один период уступает место другому, когда происходит появление качеств и свойств, которых не было ранее.

Переход на следующий этап развития и мироощущения автоматически означает смену периода жизни .

Таким образом, на каждом этапе жизни человеку свойственны определенные особенности эмоционального, психического, интеллектуального развития.

Вопрос возрастной периодизации волновал многих известных ученых и продолжает вызывать интерес в современной науке.

Возрастная структура населения - это распределение людей по возрастным группам и контингентам с целью изучения демографических и социально-экономических процессов.

Такой подход помогает сформировать вполне обоснованные предположения касательно будущих тенденций смертности, рождаемости и прочих важных процессов, происходящих на Земле. Это даже позволяет спрогнозировать спрос на услуги и товары. В чем же суть данного подхода и каковы его особенности? Об этом сейчас речь и пойдет.

Принцип распределения

Для начала важно оговориться, что понятие возрастной группы часто отождествляется с таким термином, как «поколение». Это неправильно. Группа - лишь совокупность людей, объединенная одинаковым возрастом. А вот к поколению относятся граждане, появившиеся на свет в определенный период.

В возрастной структуре населения обычно рассматривают состав населения по десятилетним, пятилетним, а также одногодичным группам. Нижняя граница обозначена, что логично, а вот верхняя остается открытой. Обычно просто указывают «Старше 75».

Деление по трудоспособности

В России чаще всего используется именно оно. Население распределяют по возрастным группам относительно их трудоспособности. Выглядит это следующим образом:

  • От 0 до 15 лет. Граждане, не относящиеся к трудоспособному возрасту по причине молодости.
  • Мужчины от 16 до 59 лет и женщины от 16 до 54 включительно. Люди, находящиеся в трудоспособном возрасте.
  • Мужчины и женщины старше 60 и 55 лет соответственно. Пенсионный возраст, превышающий трудоспособный.

Это условная градация. Она используется, чтобы определять уровень экономически активного населения. И вот тут нужно отметить немаловажный нюанс. И речь, естественно, о повышении пенсионного возраста.

Необходимость увеличить этот показатель обсуждается давно. Это обосновывают тем, что многим гражданам просто не хватает стажа для получения достойных выплат.

Изменения уже произошли год назад, 1 января 2017-го. Незначительно, правда, всего на полгода. Теперь мужчины могут выходить на пенсию в шестьдесят с половиной лет, а женщины в пятьдесят пять с половиной.

Планируется ежегодное увеличение возраста. Если верить прогнозам, то через 8-12 лет в нашей стране мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет. А женщины в 63 года. И это изменение сложно характеризовать как положительное. Ведь теперь для получения выплат человек должен иметь стаж в той или иной сфере как минимум 20 лет. А раньше, до 2017-го, было 15.

Также специалисты не считают, что эти реформы помогут выйти стране из экономического кризиса. Процент работающих людей в возрасте от 45 до 65 лет резко увеличится, а молодые граждане, наоборот, перестанут трудоустраиваться в бюджетные структуры. Они станут пытать счастья либо в иных странах, либо организовывать свое дело. Да и стаж им негде будет зарабатывать, так как все места окажутся занятыми людьми, которым можно было бы отправиться на заслуженный отдых.

И эти выводы, кстати, делаются с учетом пресловутой возрастной структуры населения. Потому и было решено увеличивать пенсионный порог постепенно. Резкий скачок ни к чему хорошему не приведет.

Измерение и классификации

Рассказывая про половозрастную структуру населения, необходимо оговориться, что для ее исследований используются определенные классификации. Самой древней считается китайская, и выглядит она так:

  • До 20 лет. Период молодости.
  • От 20 до 30. Возраст, когда люди вступают в бак.
  • От 30 до 40. Период, в течение которого граждане активно выполняют общественные обязанности.
  • От 40 до 50. Время, когда люди познают собственные заблуждения.
  • От 50 до 60. Считается, что это - последний творческий период.
  • От 60 до 70. Пенсия, называют желанным возрастом.
  • От 70 и выше. Старость.

Еще есть классификация Зумберга, она более сжатая. Выделяется всего три этапа: дети (от 0 до 14), родители (от 15 до 49), прародители (от 50 и старше).

Важно оговориться, что половая и возрастная структура населения отличаются в развитых государствах и не особо продуктивных. В успешных странах процент пожилых людей намного выше. А вот в развивающихся больше детей.

Отношение общего числа пенсионеров и совсем юных членов общества к трудоспособным гражданам именуется демографической нагрузкой. Она бывает двух видов. Одна называется «серой» (отношение пенсионного населения к работоспособному), а вторая «зеленой» (отношение детей к трудящимся).

Демографические изменения

Они в возрастной структуре населения наблюдаются постоянно. В последнее время снижается рождаемость, а вот средняя продолжительность жизни увеличивается. Это нельзя назвать демографическим кризисом. Просто увеличивается доля населения старших возрастов. Данному явлению дали свое название - демографическое старение.

Предпосылки, разумеется, были. Это явление стало результатом длительных изменений демографического характера. К ним относятся, в основном, сдвиги в характере смертности, рождаемости, воспроизводстве населения, а еще миграция.

Можно обратиться к статистике ООН. В 2000 году население мира в возрасте от 60 лет и выше составляло порядка 600 000 000 человек. И этот показатель в три раза больше того, который наблюдался в 1950-м. С течением времени, к 2009-му, он вырос и вовсе до 737 000 000 человек. Более того, эксперты, детально изучив факторы возрастной структуры населения Земли, пришли к выводу, что в 2050 году доля пожилых превысит отметку в 2 миллиарда.

Кто же из стран «лидирует» по данному показателю? Возрастная структура населения с высокой долей пожилых наблюдается в Японии. На момент 2009 года на общее количество жителей этой страны приходилось 29.7% тех, кто старше 60. Самый маленький показатель приходится на ОАЭ и Катар. Там пожилых насчитывается всего 1.9%.

Старение общества

Это глобальная проблема, являющаяся наиболее масштабной в экономическом плане. Если верить прогнозам ООН, то чуть больше чем через 30 лет около четверти населения планеты составят пенсионеры. А в развитых государствах на каждого работающего человека будет приходиться по одному пожилому, нетрудоустроенному по причине возраста.

Решение проблемы старения общества требует комплексного подхода, включающего в себя социальный, экономический и технологический аспекты. В первую очередь идет расчет на то, что увеличение возраста так называемой «активной старости» будет повышаться. Речь о тех случаях, когда пожилые люди ведут полноценную, насыщенную событиями жизнь, и выглядят при этом моложаво. Таких, к счастью, много.

Медицина идет вперед семимильными шагами, поэтому поддержание визуальной молодости и хорошего здоровья является реальностью. А благодаря автоматизации производства стареющие люди с ухудшающимся состоянием получили возможность продолжать работать. Плюс ко всему, появилась удаленная работа, являющаяся удобной для пожилых. И у многих получилось ее освоить.

Но стоит вернуться к теме изменения возрастной структуры населения. Для оценки процесса старения общества используется удобная шкала, составленная еще демографом Ж. Боже-Гарнье. Ее доработал Э. Россет, и вот что получилось (см. таблицу ниже).

Каковы же прогнозы для России? Если уже в 2000 году в РФ наступил последний уровень демографической старости (18.5%), то к 2050-му он, согласно расчетам экспертов, вырастет до 37.2%.

Влияющие факторы

Нельзя не упомянуть и их. К влияющим на возрастную структуру населения факторам можно отнести:

  • Продолжительность жизни людей, соотношение рождаемости и смертности.
  • Биологические особенности. У разных народов отличается соотношение рождаемости девочек и мальчиков.
  • Потери во время войн. Самый страшный фактор, являющийся наиболее серьезным.
  • Миграцию. По статистике, в странах, активно принимающих граждан других государств, наблюдается большое количество мужчин зрелого возраста.
  • Экономическое состояние страны.

Последний из факторов многие называют ключевым. Не удивительно, ведь он влияет на наличие рабочих мест и здоровье населения.

Половозрастная структура

Соотношение женщин и мужчин сложно назвать равным. Представителей сильной части человечества меньше. Это все из-за гендерного дисбаланса - демографического эффекта, который возникает из-за войн и внутренней политики (одна семья - 1 ребенок).

В прошлом веке соотношение держалось на таких показателях: 52% женщин и 48% мужчин. Сейчас представителей сильной части человечества стало на 1% меньше. Казалось бы, один процент - так мало. Да, вот только сейчас на Земле проживает около 7.6 миллиарда людей. И если перевести в соотношение, то этот 1% превратится в 76 000 000 мужчин.

В продолжение темы о половозрастной структуре населения стоит сказать, что такие диспропорции являются препятствием для создания семей. Благо дело, нарушения, случившиеся в годы Великой Отечественно войны, уже в определенной мере сгладились. Теперь диспропорции наблюдаются из-за различий рождаемости и смертности. Но они не катастрофичны. В этом помогут убедиться данные переписи:

  • 1959 год. На 1000 мужчин - 1249 женщин.
  • 1989 год. На 1000 мужчин - 1138 женщин.
  • 1999 год. На 1000 мужчин - 1129 женщин.

Интересно, что в городах количество мужчин в возрасте до 25 лет больше численности женщин, которые находятся в этой же категории. В сельских местностях иные показатели. Там мужская численность выше женской во всех категориях до 50 лет. Считается, что это из-за миграции девушек в большие города.

Ситуация в Азии на примере Китая

Это тоже весьма интересная тема. Возрастная структура населения азиатских стран значительно отличается от таковой в европейских. Особенно Китай. Ведь это государство с самым большим населением в мире. Страна проводила перепись шесть раз, и последняя пришлась на 2010 год. На тот момент в Китае проживало 1 339 724 852 человека. И учитывалась лишь материковая часть. Тайвань (23.2 млн), Макао (550 тыс) и Гонконг (7.1 млн) во внимание не принимались.

За 10 лет население Китая выросло на ~94 600 000 человек. А согласно официальному счетчику населения, в 2016 году показатель вырос до 1 376 570 000.

Интересно, что на 100 женщин в Китае приходится 119 мужчин. Представителей сильной части человечества во всех возрастных категориях больше. Исключение составляют лишь пенсионеры. Данные такие:

  • От 0 до 15 лет. На 100 женщин - 113 мужчин.
  • От 15 до 65 лет. На 100 женщин - 106 мужчин.
  • От 65 и выше. На 100 женщин - 91 мужчина.

Нельзя еще не упомянуть о политике «одна семья - 1 ребенок», принятой в стране с целью сокращения рождаемости. Для нормализации демографической ситуации начали популяризировать поздние браки, усложнять процесс создания семьи, делать бесплатные аборты и т. д.

Средние показатели возраста

Их тоже интересно рассмотреть. Статистика довольно-таки свежая, за 2015 год. Средний возраст населения еще называют медианным. Он делит всех живущих в стране граждан на две группы - младше указанного показателя и старше. Все государства перечислить сложно, так что данные выборочные:

  • Монако - 51.7.
  • Германия и Япония - 46.5.
  • Великобритания - 40.4.
  • Беларусь - 39.6.
  • США - 37.8.
  • Кипр - 36.1.
  • Армения - 34.2.
  • Тунис - 31.9.
  • ОАЭ - 30.3.
  • Казахстан - 30.
  • Мальдивы - 27.4.
  • Южная Африка - 26.5.
  • Иордания - 22.
  • Конго - 19.8.
  • Сенегал - 18.5.
  • Южный Судан - 17.
  • Нигер - 15.2.

В России средний возраст населения составляет 39.1 года. В сравнении с большинством европейских стран, где показатели выше 40, у нас еще молодое общество.

Социальная структура населения

О ней тоже необходимо рассказать. Под данным понятием подразумевается функционирование в обществе таких элементов и структур, как производственный коллектив, семья и социальные группы. Это важно, поскольку все перечисленное является источником воспроизводства населения, средств существования и защиты жизненных интересов.

Социальная структура, согласно схеме, которая была предложена советским социологом А. В. Дмитриевым, состоит из пяти групп:

  • Элита. Высший слой общества. Состоит из старой партийной элиты, которая срослась с новой политической.
  • Рабочий класс. Эта группа тоже подразделяется на слои по различным признакам (отраслевым, классификационным и т. д.).
  • Интеллигенция. Сюда относятся литераторы, педагоги, медики, военные и т. д. В общем, образованные люди с уважаемой специальностью.
  • «Буржуазия». Бизнесмены и предприниматели.
  • Крестьянство. Занимаются хозяйством.

Происходящие в обществе изменения позволяют сделать прогнозы на будущее. Предугадать, как функционально и пространственно преобразится социум и качество жизни населения (свобода, безопасность, благосостояние и т. д.).

О воспроизводстве населения

Напоследок стоит поговорить и о демографическом кризисе. Говоря простым языком, это сокращение численности населения. Учитывая, что население Земли к началу XXI века составляло 6 млрд, а уже к 2011-му оно перешло черту семи миллиардов, о демографическом кризисе говорить не приходится. Если динамика останется такой же, то уже в 2024 году количество людей на нашей планете составит 8 млрд.

Но если говорить о России, то убыль населения все-таки наблюдается. С 1925 по 2000 год коэффициент рождаемости в нашей стране уменьшился на 5.59 ребенка. Самый ощутимый спад пришелся на 80-90-е. Именно в этот период смертность превысила рождаемость.

Сейчас ситуация несколько сгладилась. Но рождаемость нельзя назвать активной. Ученые выделяют следующие причины, влияющие на это:

  • Демоэкономические факторы. У людей нет ни демографической, ни экономической мотивации.
  • Социальные факторы. У людей отсутствует желание заводить детей или нет возможности содержать их (отсылка к снижению уровня жизни).
  • Медико-социальные факторы. Качество жизни и здоровья уменьшается. Государство не поддерживает общественное здравоохранение, растет смертность, наблюдается массовый алкоголизм и наркомания. Люди не хотят обзаводиться детьми в таких условиях, чтобы им не пришлось в них жить.

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает от рождения до конкретного события в жизни человека.

Рождение, взросление, развитие, старость - все жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

Жизни человека - это периоды между ключевыми «точками».

Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:

Возрастные периоды
возраст период
0-4 недели новорожденный
4 недели - 1 год грудной
1-3 года раннее детство
3-7 лет дошкольный
7-10/12 лет младший школьный
девочки: 10-17/18 лет подростковый
мальчики: 12-17/18 лет
юноши 17-21 год юношеский
девушки 16-20 лет
мужчины 21-35 лет зрелый возраст, 1 период
женщины 20-35 лет
мужчины 35-60 лет зрелый возраст, 2 период
женщины 35-55 лет
55/60-75 лет пожилой возраст
75-90 старческий возраст
90 лет и более долгожители

Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека

В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.

Например:

  • Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
  • Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
  • Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.

Периоды жизни по Пифагору

Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:

  • Весна - начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
  • Лето - молодость, от 20 до 40 лет.
  • Осень - расцвет, от 40 до 60 лет.
  • Зима - угасание, от 60 до 80 лет.

Периоды по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь - вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек - частичка природы, живет и развивается по ее законам.

Понятие «времен года» по Пифагору

Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

  • Весна - время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
  • Лето - период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
  • Осень - человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
  • Зима - период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.

Основные периоды земного пути людей

Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:

  • юность;
  • зрелый возраст;
  • старость.

На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Критические точки

Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.

Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

  • Подростковый период.
  • Вступление человека во взрослую жизнь - тридцатилетие.
  • Переход на четвертый десяток.
  • Сорокалетие.
  • Середина жизни - 45 лет.
  • Пятидесятилетие.
  • Пятидесятипятилетие.
  • Пятидесятишестилетие.

Уверенное преодоление "критических точек"

Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

В ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

Заключение

Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

  • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
  • Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй - когда появляются проблемы, жизненные трудности.
  • Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
  • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.

Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.

Различают следующие возрастные периоды человека:

1. Детский возраст - от рождения до начала периода (12-13 лет).

2. Подростковый возраст (период полового созревания) - от 12-13 до 16 лет у девочек и от 13-14 до 17-18 лет у мальчиков. Этот возраст характеризуется резким увеличением длины тела с годичной прибавкой 5-6 см. К 15 годам (по сравнению с новорожденным) утраивается и достигает в среднем 158 см у мальчиков и 156 см у девочек. Вес тела соответственно равен 48 и 49 кг. К 14-15 годам появляются все постоянные , кроме зубов мудрости. В этот период наступает один из важнейших возрастных кризисов - пубертатный, в основе которого лежит изменение функции эндокринной системы организма, что ведет к появлению вторичных , наступлению менструаций у девочек и появлению у мальчиков. Общий обмен веществ в организме становится интенсивным, но неустойчивым, лабильным. Психическая жизнь подростка очень сложна и неустойчива и требует от педагогов, врачей и родителей большого такта и выдержки.

3. Юношеский возраст - от 16 до 25 лет у женщин и от 17 до 26 лет у мужчин. Характерно замедление роста, среднегодовая прибавка - 0,5 см. В этом возрасте обычно появляются зубы мудрости.

4. Взрослый возраст - от 25 до 40 лет у женщин и от 26 до 45 лет у мужчин. Период относительной стабилизации морфологических и обменных процессов.

5. Зрелый возраст - от 40 до 55 лет у женщин и от 45 до 60 лет у мужчин. В этот период наступает второй важнейший возрастной кризис - , особенно ярко проявляющийся у женщин. Климакс связан с угасанием функций половых желез и перестройкой ряда гормональных систем организма. Психическая сфера и обмен веществ характеризуются значительной лабильностью.

6. Пожилой возраст - от 55 до 75 лет у женщин и от 60 до 75 лет у мужчин.

7. Старческий возраст - свыше 75 лет у женщин и у мужчин. Начинает развиваться общая инволюция организма.

Иногда предлагают выделять специальный возраст долгожителей для лиц 90 лет и старше.

Точное определение возраста имеет важное значение в клинике и судебно-медицинской практике. О возрасте можно судить на основании данных о росте, весе тела, количестве зубов, состоянии кожи. С возрастом на лице человека появляются морщины. К 20 годам - лобные и носо-губные, к 25 годам у наружных краев позади ушей, к 30 годам - подглазничные, к 40 годам - шейные, к 55 годам - на мочках ушей, кистях рук, подбородке. Однако все эти критерии являются весьма относительными.

Более точным методом установления возраста является определение (рентгенологически) так называемого . В основе его определения лежат закономерности в окостенении , связанные с возрастными периодами. Так, например, точки окостенения в дистальном эпифизе лучевой кости появляются в 12-14 мес. у девочек и в 16-18 мес. у мальчиков. в дистальном эпифизе локтевой кости соответственно в 19 и 20 лет. Как правило, для определения костного возраста пользуются снимком кисти и дистального отдела костей . Зная время появления точек окостенения и синостозов, можно с большой степенью точности установить возраст человека.

Возрастные периоды у детей . Для периода детства характерны постоянное развитие и рост организма ребенка. Между отдельными стадиями развития нет строгой грани.

Детскому возрасту предшествует период , в котором различают стадию эмбрионального развития (первые 3 мес.) и стадию плацентарного развития (с 3-го по 9-й месяц).

Внеутробный период развития делится на несколько периодов: 1) новорожденности, продолжающийся до 4 недель жизни; 2) грудной возраст, длящийся от 4 недель до 1 года; 3) преддошкольный, или ясельный,- от 1 года до 3 лет; 4) дошкольный (период детского сада) - от 3 до 7 лет; 5) младший школьный - от 7 до 12 лет; 6) старший школьный (подростковый, или период полового созревания) - от 12 до 18 лет (см. выше).

Период новорожденности характеризуется незаконченностью развития всех органов и систем. В этот период происходит приспособление детского организма к условиям внешней среды. Недостаточная функциональная способность различных органов является причиной развития ряда расстройств, при которых трудно провести грань между физиологическим и патологическим состояниями (физиологическая и , физиологическая убыль веса и другие). Новорожденный чрезвычайно восприимчив к кокковой инфекции, что требует максимальной в уходе за ребенком такого возраста (см. ).

Грудной возраст . Для периода грудного возраста характерны интенсивность роста и развития организма ребенка, что обусловливает относительно большую потребность в высококалорийной пище и требует правильной организации питания. При нарушении качества и количества пищи возможны расстройства питания и . Ввиду относительной функциональной слабости органов пищеварения ребенок питается преимущественно молочной пищей. В этом периоде ребенок также беспомощен и требует специального ухода.

У ребенка грудного возраста формируется первая сигнальная система. Дети начинают узнавать предметы и лица ориентируются в окружающей среде.

Быстрая истощаемость центральной нервной системы. требует большого количества часов сна и правильного чередования сна и бодрствования.

Слабость иммунобиологических защитных механизмов делает детей первых месяцев жизни более подверженными септическим процессам. В 2-5 мес. ребенок наиболее беззащитен к инфекциям в связи со снижением пассивного и недостаточной выработкой активного приобретенного иммунитета. В грудном возрасте характерно проявление конституциональных аномалий, чаще всего экссудативно-катарального диатеза (см. ).

Преддошкольный возраст по своим биологическим особенностям имеет общие черты с грудным и дошкольным возрастом. К концу первого года, особенно после двух лет, усиленно развивается . В этом возрасте требуются соответствующие организационные мероприятия, обеспечивающие правильный режим, воспитание, достаточный отдых и дальнейшее развитие ребенка. В преддошкольном возрасте острыми инфекциями учащается главным образом из-за недостаточной выработки активного иммунитета. Это требует своевременной ребенка, а также проведения мероприятий, предохраняющих ребенка от заражения.

Дошкольный возраст характеризуется большой подвижностью ребенка, его активностью. Дети гораздо шире включаются в спортивные занятия.

В этом периоде детства особенно важно правильно организовать подвижные игры, ручной труд и т. д. При выработке режима дня, особенно организации прогулок, надо помнить, что ребенок очень быстро устает при медленной безостановочной ходьбе. В дошкольном возрасте учащаются бытовые и уличные травмы; значительно возрастает заболеваемость острыми инфекциями.

Младший школьный возраст характеризуется усиленным развитием мускулатуры, но рост ребенка несколько замедляется. Ребенок развивается в школьном коллективе и живет его интересами. Занятия физкультурой следует организовать так, чтобы они ребенка не утомляли, а способствовали повышению процессов обмена и функций всех систем организма.

При значительной школьной нагрузке, неправильной организации сна и отдыха возможно развитие невротических реакций. Для младшего школьного возраста характерна высокая заболеваемость острыми инфекциями, появляются заболевания, редко встречающиеся в преддошкольном возрасте ( , функциональные сердечно-сосудистые расстройства и другие).

Старший школьный возраст . В физиологическом отношении характеризуется созреванием половых желез. половых желез резко изменяют течение всех жизненных процессов и влияют на функциональное состояние нервной системы. У подростков происходит ряд сдвигов в (неустойчивость пульса, и т. д.).

Отмечаются также неровность настроения, повышенная раздражительность, утомляемость. В подростковом периоде постепенно сглаживаются и исчезают морфологические и физиологические особенности, которые отличают ребенка от взрослого. Течение болезней приобретает клинические черты, свойственные взрослым. См. также .

Имеются данные Федеральной службы государственной статистики о распределении населения по возрастным группам (табл. 5).

По данным табл. 5 рассчитаем средний и медианный возраст населения в 1996 и в 2006 гг.

Таблица 5

Распределение населения по возрастным группам

Все население

в том числе в возрасте, лет

70 и более

Из общей численности - население в возрасте:

моложе трудоспособного

трудоспособ-ном

старше трудоспособного

* Российский статистический ежегодник. 2007: Стат.сб. / Росстат. - М., 2007. С. 93.

Для расчета требуемых показателей следует перейти от вариационного ряда к дискретному. Для этого находится середина каждого интервала. Промежуточные расчеты выполним в табл. 6.

Таблица 6

Расчет средних величин по данным о распределении населения

РФ по возрастным группам, тыс. чел.

Население в возрасте, лет

Середина интервала

накоп-ленные частоты

накоп-ленные частоты

70 и более

Средний возраст населения рассчитаем по формуле средней арифметической взвешенной, так как известен средний возраст в каждой группе и численность населения в каждой группе:

где - среднее значение признака;

Серединное значение интервала, в котором изменяется варианта (значение) осредняемого признака;

Частота, с которой встречается данное значение признака.

Средний возраст населения в 1996 г.:

Медиана лежит в середине ранжированного ряда и делит его пополам. То есть это серединный возраст всего населения.

Медиана рассчитывается по формуле:

где - соответственно нижняя граница и величина медианного интервала;

Половина от общего числа наблюдений или половина объема того показателя, который используется в качестве взвешивающего в формулах расчета средней величины;

Число наблюдений, накопленное до начала медианного интервала;

Число наблюдений в медианном интервале.

Рассчитаем накопленные частоты в 1996 и 2006 г. Так, накопленная частота для первой группы населения в 1996 г.:

тыс. чел.;

для второй группы населения:

тыс. чел.;

для третьей группы населения:

тыс. чел. и т.д.

Медианный интервал- это тот интервал, в котором находится накопленная частота: для 1996 г. , это интервал; для 2006 г. , это интервал.

Медианный возраст населения РФ в 1996 г.:

Результаты расчетов показывают, что средний возраст населения РФ в 1996 г. составил 35,8 лет, в 2006 г. - 37,9 лет. Половина населения РФ в 1996 г. была моложе 35,2 лет, а другая - старше. В 2006 г. медианный возраст - 37,4 лет.

По данным табл. 5 рассмотрим группы трудоспособного возраста с помощью гистограммы (рис. 3).

Рис. 4.

Из рис. 4 видно, что основную долю населения составляет население в трудоспособном возрасте. Численность населения в возрасте моложе трудоспособного в 1996 г. превышала численность населения в возрасте старше трудоспособного. Однако в 2001 г. уже наблюдается обратная картина: превышение численности населения в возрасте старше трудоспособного. Причем в 2004-2006 гг. это превышение становится все более заметным.

Таким образом, характерной чертой возрастной структуры населения РФ в 1996-2006 гг. стало повышение удельного веса лиц старших возрастных групп в общей численности населения. Такое явление получило название «демографическое старение» и было признано феноменом прошлого столетия .

Вверх